24artstroy.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломок

Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломок

Ремонт чугунных радиаторов отопления бывает поверхностным и капитальным. В первом случае пытаются устранить течь простейшими способами, чтобы «дотянуть» до окончания отопительного периода. Во втором варианте подвергают батарею полной разборке, раскручивают секции, делают промывку.

  1. Особенности ремонта чугунной батареи
  2. Почему может сломаться чугунная батарея
  3. Способы ремонта чугунных батарей отопления
  4. Как отремонтировать чугунную батарею отопления
  5. Советы профессионалов
  6. Заключение

Как устранить течь в радиаторе отопления

Что же делать, когда начинает сочиться радиатор на стыках, между соседними секциями или протекает кран? Многие люди, обнаруживая протечку, теряются и не понимают, что делать. Прежде всего, нужно перекрыть подачу теплоносителя и подставить что-нибудь под место, откуда капает или течет вода. В частном доме с этим не будет проблем, а жителям квартир, возможно, придется пойти в подвальное помещение, чтобы перекрыть вентили подачи на всем стояке (если в квартире нет кранов на радиаторах).

Сразу должны вас предостеречь: если не имеете набора инструментов и запчастей, даже не думайте, как устранить течь в квартире или доме своими силами. В противном случае, вы можете сделать только хуже. Лучше вызовите мастера, позвонив в нашу компанию. Если решите действовать сами, постарайтесь придерживаться инструкций для каждой конкретной ситуации.

Что ломается чаще всего

Несмотря на то, что чугун отлично проводит тепло, у батарей широкие каналы, которые сводят к минимуму риск того, что батарея забьется. В таком случае она будет хуже нагревать комнату. Так почему может лопнуть батарея?

Слишком тяжелый радиатор, если кронштейны установлены некрепкие или недостаточно глубоко ( а бывает и такое, что о них вовсе забыли и батарея висит на трубе), со временем она проседает под тяжестью собственного веса и наклоняется.

Казалось бы, что такого, но малейшее отклонение чревато снижением эффективности работы устройства. В том случае, если на это никто не обратил внимания и не исправил это, появляется коррозия и начинается течь. Изначально поражение коррозией смотрится как небольшое бурое пятно, которое увеличивается.

Многие ошибочно полагают, что старые радиаторы живут гораздо дольше и работают исправнее, однако есть и те, кто предпочитает модели поновее. И те и другие будут работать исправно, если располагаются не выше 6 этажа.

При условии стабильности поступления воды, отсутствия гидроударов, в таком случае батарея будет греть и работать хоть на 10, хоть на 20 этаже. Иначе на месте стыков может образоваться течь. В любом строительном магазине есть масса герметиков, которые помогут исправить ситуацию или вовсе ее не допустить.

Узел возле стояка

Течь в месте ответвления от стояка может происходить по причине прохудившегося соединения. Если оно выполнено сваркой, то причиной течи может быть коррозионное воздействие, которое усиливается при использовании отопительной системы, как нуля при отматывании счетчика. Другая причина такой течи заключается в небрежности мастера, который выполнял стык. Также проблема течи может быть в некачественном материале, который был закуплен для экономии средств. Нередко течь появляется при большом напряжении труб, которое возникает из-за выполнения сварочных работ или нагрузок на них тяжелыми предметами.

Самым простым способом, который позволит ликвидировать утечку в таком месте, является металлический хомут и кусок резины. Если такая течь не редкость, то можно заранее запастись достаточным количеством резиновых уплотнителей для ликвидации течи. Их можно нарезать из старой камеры от велосипеда. Размеры могут быть самыми разными, т. к. никогда не знаешь, где придется применить этот метод. Первым делом стоит постараться временно ликвидировать подтекание с помощью подручных средств. Далее послабляются два хомута и надеваются на трубу. Вырезанный кусок резины помещается на место течи и на него надвигаются хомуты. Зажимать их отверткой стоит до того момента, пока течь не прекратится.

Если становится понятно, что в определенном месте стенка трубы стала тоньше, чем необходимо вследствие коррозии, тогда можно применить не резиновый, а гипсовый или цементный хомут для устранения течи. Этот способ также подходит, когда течь наблюдается из-за трещины в трубе. В теплую воду необходимо добавить небольшое количество цемента и гипса. Вещества перемешиваются до образования однородной массы, но она должна иметь хорошую текучесть. Понадобится плотный бинт. Его необходимо хорошо пропитать в приготовленном растворе. Желательно нарезать его частями в 20 см. Пропитанный бинт обматывается вокруг повреждения, где есть течь, сделать это необходимо в несколько слоев, чтобы течь полностью исчезла.

В некоторых случаях проблема возникает из-за течи непосредственно на резьбе. С решением по ликвидации течи затягивать не стоит. Желательно пойти радикальным методом и срезать лопнувшую часть, наварить патрубок и нарезать новую резьбу. Но в ожидании ремонтной бригады можно наложить жгут на место течи. Он делается по принципу предыдущего, но перед замачиванием в цементную смесь, необходимо смочить бинт водой и посыпать его солью.

Как готовится состав для применения

Готовая композиция холодной сварки при покупке упакована в герметичную упаковку. Снаружи – это тубус из пластика, а внутри контейнера в полиэтиленовой пленке находится отрезок клея. Для получения необходимого количества материала необходимо отрезать обычным ножом кусочек. Нарезка делается перпендикулярно осевой, это один из важных моментов. Дело в том, что состав клея при изготовлении дозируется так, чтобы при отрезании перпендикулярно осевой линии соотношения смолы и отвердителя было всегда одинаковым.

После получения необходимого количества клея оставшийся состав заматывается пленкой и прячется в контейнер. А часть необходимая для работы тщательно разминается до однородного состояния. Делается это интенсивно, так чтобы тщательно перемешались все составляющие части, и масса стала однородной.

Читать еще:  Как наклеить обои за батареей отопления?

В приготовлении композиции изначально используется сера, в процессе перемешивания она равномерно распределяется по объему клея и вступает в химическую реакцию, из-за чего температура значительно повышается. В таком размытом состоянии клей может находиться от 2 до 10 минут. По истечении этого времени холодная сварка для батарей отопления начинает застывать.

Как устранить течь батареи

Несмотря на кажущуюся надежность чугунных батарей из-за обилия соединений радиатора возникает возможность протечки. Протечки возникают вследствие постоянных гидродинамических нагрузок и после летних сбросов воды. Вероятность поломки повышается, если батарея является старой. Чтобы быть готовым к подобным неприятностям, лучше заранее узнать, как устранить течь батареи.

Виды протечек

Сантехнические точки представлены радиатором отопления и трубами, которые соединяют его со стояком. Каждое соединение этих частей может быть разгерметизировано, вследствие чего может быть затоплена целая комната. В зависимости от соединяемых элементов системы отопления можно выделить следующие виды протечек:

  • разгерметизация соединения труб со стояком;
  • нарушение целостности труб;
  • появление течи в местах соединения секций радиатора;
  • появление протечки на определенной секции радиатора.

В каждом из перечисленных случаев необходимо выбирать определенный способ устранения проблемы.

Что необходимо делать при обнаружении протечки

Одной из главных причин протечек становится износ материалов. Но из-за различных видов соединений устранять течь нужно разными способами. Это означает, что единственного ответа на вопрос «что делать, если потекла батарея отопления?» не существует.

Чтобы избежать затопления, следует руководствоваться следующими правилами:

  • При обнаружении течи нудно подставить в определенное место тазик или банку, но после этого необходимо сразу предпринять меры по устранению проблемы. Если увеличивать количество используемой тары, то в конечном итоге это приведет к более серьезной поломке радиатора.
  • После устранения течи собственными силами следует задуматься о замене неисправных компонентов, ведь второй раз устранить протечку в одном месте будет сложнее.
  • До устранения проблемы следует полностью перекрыть воду в определенной секции системы отопления.

    Но что делать, если батарея отопления потекла зимой? В таком случае следует использовать несколько проверенных способов. Если появилась серьезная течь и горячая вода начала брызгать, то для защиты сначала следует накинуть на батарею одеяло, которое остановит даже сильный напор и направит воду на пол. Также следует найти несколько больших емкостей для воды.

    Устранение течи на соединении трубы со стояком

    Протечки в таких местах могут возникать из-за неправильного монтажа. В большинстве случаев проблема появляется в результате небрежного соединения элементов. Если причина в неправильном подборе диаметра труб, то это станет заметно уже через несколько месяцев после момента установки. Также многие трубы не выдерживают физических нагрузок, когда хозяева квартиры используют элементы системы отопления в качестве опоры.

    Для остановки течи в таком случае можно использовать автомобильные хомуты или резиновые элементы и проволоку. Например, для того чтобы закрыть место протечки, можно взять часть велосипедной шины и замотать ее вокруг трубы, закрепив проволокой или хомутом. Для этого нужно приготовить полоски шириной около 5 см и длиной 35 см. Для закрепления материала на месте протечки лучше пользоваться хомутами, так как они равномерно распределяют нагрузку, устраняя возможность протекания.

    Устранение протекания трубы отопления

    Магистральные трубы изготавливаются из стали, поэтому при длительной эксплуатации из-за наличия в воде примесей в них начинает появляться ржавчина. Это приводит к появлению мест, где материал является более тонким и со временем не выдерживает воздействия напора воды. Этот процесс может ускоряться, если в системе отопления устанавливаются трубы, которые ранее использовались в других помещениях.

    Если на такой трубе появилась незначительная протечка, то ее можно устранить при помощи цементно-гипсовой повязки. Она создается следующим способом:

    • сначала в емкости разводится цементный раствор (его консистенция не должна быть густой);
    • после этого подготавливаются полоски бинта, длина которых не должна превышать 30 см;
    • далее они вымачиваются в приготовленном растворе и наматываются на место протечки;
    • чтобы труба не протекала более длительный срок, такие действия производятся несколько раз.

    Важно! Если перекрыть воду не удается, то вместо цемента стоит использовать алебастр, который высыхает быстрее.

    Если протечка возникла не резьбовом соединении, то следует сначала использовать солевую повязку. Для ее приготовления бинт смачивается в воде и посыпается солью. После обматывания таким материалом ну трубу накладывается повязка, приготовление которой описано выше.

    Устранение течи в местах соединения секций радиатора

    Иногда определить место протечки радиатора достаточно сложно, так как вода начинает завивать всю поверхность батареи. Чтобы найти место, где материал не выдержал напора воды, следует полностью вытереть поверхность всех секций и внимательно их осмотреть. Увидев место появления воды, следует перекрыть запорные краны, чтобы в радиаторе не осталось жидкости. После этого при помощи крана Маевского следует понизить давление.

    Начинать устранение течи следует только после того, как вода престала капать из проржавевшего участка. Для устранения межсекционной протечки в радиаторе можно применять холодную сварку. Наиболее распространенный вид – эпоксидная мастика с различными добавками.

    Но сначала необходимо зачистить место соединения секций. Первым делом следует очистить поверхность от краски, а для устранения ржавчины и загрязнений можно использовать стальной трос. От качества зачистки места соединения будет зависеть надежность сделанной заплатки.

    После покупки определенного продукта следует внимательно прочитать инструкцию, так как некоторые виды таких составов не предназначены для определенного вида труб. Обычно для создания нужного состава необходимо соединить несколько компонентов и при помощи шприца нанести его на место повреждения. Мастика высыхает примерно в течение 3 часов, после чего батарея вновь может эксплуатироваться. Также часто используются и однокомпонентные составы, которые перед нанесением на батарею необходимо размять.

    Читать еще:  Что такое бойлерная система отопления?

    Важно! Стоит помнить, что увеличение толщины заплатки не влияет на ее прочность. Для избавления от течи достаточно нанести состав толщиной до 4 мм.

    Устранение течи в месте соединения батареи со стояком

    Распространенным является случай, при котором протечка возникает в месте соединения стояка с батареей. Исправить такую проблему достаточно просто, ведь для этого нужно только заново «перекрутить» соединение. Сначала необходимо слить воду из батареи и перекрыть стояк, чтобы во время ремонта не затопить квартиру. После этого необходимо открутить гайку, которая находится на стыке батареи и стояка, а затем удалить с резьбы старый лен.

    Производить такие действия стоит очень аккуратно, ведь если батарея использовалась длительное время, гайка может сломаться. В таком случае придется искать новую гайку или вызывать специалистов. Для ремонта понадобится разводной ключ и новый лен. После уплотнения резьбы гайка закручивается обратно. Но делать это следует очень осторожно. Если приложить слишком большое усилие, то гайка может сорваться с резьбы или сломаться.

    Что делать летом

    Перед тем как устранить течь батареи отопления, следует помнить, что все перечисленные способы устранения течи являются лишь временной мерой. Летом, когда трубы не используются, стоит произвести следующие действия:

    • слить воду из системы отопления или отдельной батареи;
    • полностью отсоединить ее от разводки;
    • удалить все временные заплатки;
    • очистить шов между секциями;
    • стянуть ниппели при помощи радиаторного ключа;
    • запаять найденный дефект.

    После этого можно заново установить батарею, используя новый лен для уплотнения резьбы.

    Если течь появилась в самой секции чугунной батареи

    В таком случае первое, что можно сделать – найти деревянный колышек, который может быть вставлен в щель батареи. Благодаря разбуханию волокон дерева вода на некоторое время перестанет капать. Но такой способ решения проблемы следует использовать только в критических ситуациях, когда нет возможности что-либо сделать. Если батарея начала протекать зимой, то лучше вызвать сантехников и устранить протечку при помощи сварки или же заменить на новую.

    Как избавиться от запаха канализации в квартире

    Инструкция по прочистке вентиляции в квартире

    Очистка систем вентиляции своими руками

    Как сделать вентиляцию в ванной и туалете

    Как устроены чугунные радиаторы

    Чугунные радиаторы старого образца имеют отдельные секции, тогда как новые модели оснащены еще и плоской фасадной панелью, которая обеспечивает лучший прогрев. Но внешние трансформации батареи отопления не коснулись ее внутреннего устройства. Каждая секция изделия оснащена заглушками, пробками, запорными устройствами, прокладками, ниппелями и контргайками. Также на отопительном устройстве присутствует термостат для регулировки температуры и хвостовик.

    Если сам металл изготовления очень прочный и может без труда прослужить не только 20, но и все 50 лет без изнашивания, то внутренние детали изделия чаще всего становятся причиной поломок и протечек. Если на прокладки периодически воздействуют гидроудары, то они быстро изнашиваются, раскачиваются, в результате чего появляется течь. Опытные мастера советуют регулярно проверять целостность отопительной системы, не дожидаясь наступления отопительного сезона, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций.

    Основные причины неисправностей чугунных радиаторов отопления

    Чугун отличается высокой прочностью, срок службы нагревательных изделий — 25–30 лет, при оптимальных условиях — 50 лет и дольше.

    Но у толстостенных чугунных батарей есть уязвимые места: чаще всего текут радиаторы между секциями, в местах соединений с трубами, иногда свищи и трещины появляются на самом чугуне.

    Основные причины, по которым приходится выполнять ремонт:

    • Большой вес. В зависимости от типа и производителя, масса одной чугунной секции 4.5–7.1 кг, объем наполнения 1–4 литра, стандартный набор состоит из 4–10 элементов. При неквалифицированном монтаже и неправильном расчёте числа кронштейнов происходит перекос радиатора. В результате страдают стыковочные элементы, возникает усталость металла. В местах, где отсутствует теплоноситель, появляется коррозия, затем свищ.
    • Неустойчивость к гидроударам, высокому давлению. При резком устранении преграды жидкость приобретает огромную скорость и устремляется в область наименьшего давления. Мощь гидроудара в отопительном контуре превосходит силу от удара молотком. Внезапная смена давления или его высокие показатели угрожают разгерметизацией отопительной системы — чаще течи возникают на стыках соединения частей радиатора.
    • Грязь и мусор. Элементы отечественных чугунных батарей производятся методом литья. Технология такова, что поверхность остаётся шероховатой, что исключено в импортных аналогах.

    За счёт зернистости, на стенках оседают частицы ржавчины и взвеси, которыми наполнен теплоноситель. Постепенно каналы забиваются, не выдерживают напора воды — батарея может лопнуть от давления или гидроудара. Для предупреждения ремонта, требуется регулярная промывка системы.

    Фото 1. Засоренные ржавчиной и мусором элементы чугунной батареи, из-за этого радиатор не справляется с напором воды.

    • Износ межсекционных прокладок. Прочность разборных соединений всегда уступает монолитным конструкциям. Межсекционные прокладки и резьбовые ниппели батарей изнашиваются быстрее чугуна, больше подвержены действию температуры и давления. Чтобы избежать течей и экстренного ремонта — не забывайте о профилактике: после отопительного сезона проверяйте места соединений, и меняйте прокладки.

    Инструменты и материалы для устранения дефектов своими руками

    Мелкий ремонт чугунных радиаторов возможен без привлечения мастеров-сантехников, своими руками. В зависимости от способа восстановительных работ вам понадобятся:

    • металлический трос или наждачная бумага — для чистки места дефекта;
    • для ремонта стыков секций: хомут — крепёжное изделие, состоящее из двух прорезиненных изнутри пластин, соединённых болтами;
    • для устранения свищей: холодная сварка для радиаторов — пластичная масса, предназначенная для фиксации металлических деталей без термонагрева;
    • растворитель для обезжиривания: бензин, ацетон, уайт-спирит и другие;
    • один из герметиков: порошковый железный, полимерный, холодная сварка, эпоксидная смола;
    • бинт или полоски ткани;
    • гаечный ключ под размер крепежей хомута, пассатижи;
    • ветошь, клеёнка, ёмкость для сбора воды.
    Читать еще:  Как стравить воздух из насоса отопления?

    Внимание! При экстренном ремонте вместо хомута используется кусок тонкой резины, вырезанный из автомобильной камеры или эластичного резинового бинта и проволока для фиксации.

    Для промывки чугунных батарей готовят разводной трубный ключ, растворы каустической соды 10%, лимонной кислоты (50–60 г на литр) или специальную жидкость для теплообменников.

    Фото 2. Приготовление раствора для промывки чугунного радиатора, в него добавляются сода и лимонная кислота.

    Ремонт и чистка при протечке батареи

    Действия по устранению дефекта зависят от его локализации и серьёзности поломки. Во всех случаях ремонт начинается с подготовки рабочего места.

    Внимание! Если течь значительная, вызывайте аварийную бригаду. Попытки стянуть хомутом трещину под давлением опасны для здоровья, поскольку могут привести к разрыву радиатора.

    Последовательность работ при ремонте стыков секций:

    Если для ремонта стыка чугунных радиаторов вместо хомута используется резина, намотайте её на область протечки и стяните проволокой при помощи пассатижей.

    Справка! Хомут без предварительного нанесения герметика используется для быстрого устранения незначительной протечки. Прорезиненая основа обеспечивает герметичность соединений.

    Если свищ образовался на чугунной поверхности, для ремонта на зачищенное и обезжиренное место нанесите холодную сварку методом вдавливания. Нестандартный вариант решения проблемы — вбейте в отверстие деревянную пробку или вкрутите саморез, сверху замажьте герметиком.

    Виды и причины протечек

    Как правило протечка бывает в межсезонье, когда выключают отопление, поскольку происходит остывание металл сужается и в местах резьбовых соединений начинает прокапывать вода.

    Если радиатор отопления течет, то необходимо определить причину и место поломки. Каждая сантехническая точка состоит из батареи отопления и примыкающего трубопровода. Соединения этих элементов могут нарушаться под воздействием следующих факторов:

    • Длительный срок эксплуатации, как причина износа;
    • Некачественная установка системы отопления;
    • Механическое воздействие, грубая сила;
    • Коррозированный метал.

    В зависимости от того, между какими элементами возникла утечка теплоносителя, выделяются следующие виды поломок:

    • Нарушения герметизации между трубами стояка и патрубками батареи;
    • Частичное разрушение магистральных труб, которые соединяют радиатор и стояк;
    • Протечка в районе межсекционных соединений;
    • Образование свища или трещины на одной из секций радиатора.

    Для каждого их этих случаев существует свой способ устранения аварии. Если капает батарея, чем замазать не спешите узнавать. Возможно, мазать не нужно будет вовсе.

    Капает между патрубком и магистральной трубой

    Течь на стыке часто является следствием неправильной установки, или бытовой ситуации, когда батареи использовались как опора для тяжелых предметов или жильцов. Для совершения ремонта понадобится:

    • Автомобильный хомутик или проволока;
    • Кусок тонкой и гибкой резины.

    Порядок действий:

    • Нарезать из резины полоски размером 5х35 см. либо использовать бинт резину из аптеки;
    • Обмотать полоской поврежденную зону;
    • Закрепить резину проволокой или хомутиком.

    В данной ситуации хомут станет более подходящим вариантом, так как он стоит недорого, а фиксирует поврежденный стык надежно, равномерно, без риска перетяжки.

    Пропускает магистральная труба

    Таких трубы всегда две. Одна для подачи теплоносителя в радиатор, а вторая для отвода остывшей воды. Они изготовлены из стали и имеют свойство коррозироваться и изнашиваться изнутри с течением времени по двум причинам:

    • Заполнение водой в межсезонье;
    • Примеси в воде, поступающей по теплотрассам.

    Чаще всего вопрос о том, что делать если радиатор отопления течет возникает в самый разгар отопительного сезона. В случае аварии на прямом участке трубы используется цементно-гипсовая повязка. Для ее приготовления потребуется:

    • Нестерильный бинт;
    • Цемент;
    • Алебастр;
    • Емкость для замешивания смеси.

    Важно! Алебастр потребуется тогда, когда возможности перекрыть воду нет. Он накладывается первым слоем, так как сохнет быстрее цемента и добавляет надежности повязке.

    • Замесить цемент с водой до консистенции жидкой сметаны;
    • Приготовить полоски длинной 25-30 см;
    • Вымочить полоски бинта в смеси;
    • Обмотать ими поврежденный участок слой за слоем;
    • Проводить действия до получения плотной повязки.

    Если струя воды хлещет фонтаном

    Если образовался свищ и вода течет струёй, то можно забить до прихода слесарей деревянный клин. Дерево размокает и хорошо удержит воду.

    Течет резьбовое соединение

    В случае, когда течь в батарее отопления образовалась в районе резьбы вновь используется повязка, но на этот раз соляная:

    • Намочить бинт;
    • Обвалять полоски в соли;
    • Обмотать повреждения;
    • Наложить цементную повязку.

    Важно! Соль способна закоксовать место, пропускающее воду.

    Течет между секциями чугунного радиатора

    Если между секциями капает батарея отопления что делать разобраться не сложно. Стык представлен небольшим прямолинейным участком, временно отремонтировать который можно просто. Необходимые материалы:

    • Автомобильный хомутик с соответствующей направлению винта затяжкой;
    • Прокладки из гибкой резины;
    • Эпоксидный клей;
    • Кусочек ткани.

    Порядок действий:

    Течет из стенок радиатора

    Резонный вопрос когда течет батарея – чем замазать? Если авария произошла в стенке одной из секций, то замазать придется холодной сваркой. Более эффективного способа еще нет. Шарик «холодной сварки» нужно плотно прижать к месту протекания и держать в таком положении 3-5 минут. Через пол часа смесь полностью отвердеет, а еще через сутки батарея будет готова к выполнению своих функций.В качестве заключения, важно отметить следующее. Все выше указанные меры – действия «скорой помощи». Если система отопления дала сбой один раз – это значит, что пора готовится к капитальному ремонту. Вызов мастера станет лучшей профилактикой серьезных проблем

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector